Как не купить подделку? 100% способ
Первое: не покупайте золото у незнакомых.
Второе: не покупайте золото у знакомых.
Третье: не доверяйте собственным знаниям о том, как отличить «НЕ золото».
Четвёртое: покупайте золотые украшения только в магазинах, и надёжных интернет-магазинах так же всегда сохраняйте кассовый чек.
И пятое: на золоте обязательно должна присутствовать проба и именник производителя.
Перед тем, как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные, дензнаки, перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники осматривает зубы, отъезжающего в продолжительную загранкомандировку, токаря, осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и Вам лучше. Чем аккуратнее запаяны — припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед Вами не «левак». Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор «утверждает», что всё в порядке.
Если украшение было изготовлено официально, и оно не подвергалось ремонту (например уменьшение кольца путём вырезки, при котором проба могла быть попросту вырезана или запаяна) то на нём должна быть проба.
Если на золоте нет пробы, это должно заставить усомниться в его подлинности. Лучше не покупать такие украшения, не проверив их, предварительно, у ювелира в ломбарде или, например, в пробирной инспекции.
Не покупайте золото с рук, на рынке или «из под прилавка» (даже в церкви) — высока вероятность обмана.
Мифы о золоте и «НЕ золоте»
Миф №1
Если бросить золотое кольцо на стол — оно как то по особенному звенит. Вероятно этот способ хорошо подошёл бы людям с развитым музыкальным слухом, и они с успехом могли бы им пользоваться, пройдя какие-то специальные «золото-музыкальные» курсы. Правда для этого потребовалось бы, вероятно, ввести какой-либо стандарт: например обручальные кольца должны звучать как «рэ», мужские перстни — как «си-бемоль». И заодно провести специальный курс нотной грамоты для работников пробирной службы.
А если серьёзно, звон, который слышен при ударе, обусловлен рядом параметров, таких как твердость материала, его упругость и форма изделия. Одно и то же золотое кольцо может издавать один звук, если отжечь его огнём — другой, и третий, если его немного деформировать, например, увеличить размер или просто согнуть.
Миф №2
«Старое» золото — хорошее, новое — совсем не то. Этот миф образовался с появлением на рынке дешёвых турецких украшений, заполонившими рынок с момента открытия границ. Суть «некачественности» турецкого золота на самом деле сводится к тому, что изделия из него быстро ломаются, но связано это не с качеством самого золота, а в первую очередь с тем, что большинство из них тонкие и пустотелые, поэтому и непрочные.
Как это относится к теме подделок? Прямо — на большей части подделок именно клейма, которые ставились на украшениях советского периода (проба в виде звезды с серпом и молотом).
Существует ещё много народных способов определить золото: на зуб, на волос, на вкус, на нюх и т.п. — не стоит относиться к ним всерьёз. Если и есть рациональное зерно в некоторых из них, то использовать это зерно, сможет только специалист, которому все эти способы и так ни к чему.
Откуда берутся подделки?
Мошенники могут рассчитаться подделкой за какие-либо оказанные услуги. Подделку могут оставить в качестве залога.
Пример: водителя такси останавливает прохожий, изрядно выпивший, и просит подвезти в отдаленную точку города. По прибытию выясняется, что у пассажира нет денег, и тот, дабы найти «выход» из сложившейся ситуации, пассажир предлагает купить у него его массивный перстень, опять же обещая выкупить его обратно. Мошенники рассчитывают, что жертва подумает так: 300-400 рублей деньги небольшие, в крайнем случае, если перстень окажется не золотым, будет не очень жаль. Как правило, такие изделия оказываются фальшивыми.
Ещё типичная ситуация: на улице, немного шатаясь, «личность, злоупотребляющая спиртным» — персонаж весьма узнаваемой наружности с изрядным перегаром предлагает купить у него золотые украшения. Без сомнений — и наружность, и походка, и всё остальное — элементы тщательно продуманного мошенничества.
Обычно рассказываются «правдивые» истории о происхождении этих украшений: «логичный» мотив низкой цены, например 500 рублей — "вынес последнее из дома", и сейчас продаёт даже обручальное кольцо. Дальше происходит «торговля», и осуществляется купля-продажа, на сумму 300-350 рублей, обточенного на токарном станке, кусочка латуни или бронзы...
«Трогательные рассказы» коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня, наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", так же должны вызвать подозрения!
Так откуда же берутся подделки золотых украшений? Оттуда же, откуда и мошенничества всех остальных мастей — от желания быстро обогатиться за чей бы то ни было счёт.
Следует помнить, что невозможно отличить золото от подделки, зная парочку «надёжных» способов.
Обычно, подделки делают из сплавов, цвет которых не отличается от стандартного золотого сплава 585 пробы. Даже опытный ювелир иногда не может определить золото без специального реактива. И даже реактив не может дать 100% гарантии, так как проверка реактивом говорит о том, что поверхность изделия действительно, например из золота, а вот, что там внутри...
Если раньше ювелир, полагаясь на свой опыт, мог определить подделку, видя, каким способом она изготовлена, то теперь мошенники стали применять те же технологии, которые применяются ювелирами при изготовлении тех или иных видов украшений, использовать новые сплавы.
Единственное, что продолжает «хромать» в подделках — это клейма пробы. Изначально, клейма изготавливались граверами вручную под микроскопом специальными инструментами — штихелями. Они имели несколько критериев, по которым специалист мог без труда различить их подлинность. Сейчас клейма изготавливаются на специальном высокотехнологичном оборудовании, без которого невозможно изготовить качественное пробирное клеймо. Поэтому среди подделок весьма трудно встретить изделия с приличным отпечатком клейма.
Откуда их везут?
Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путём. Из Турции, Объединённых Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.
Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем, подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге.
Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу «отечественных производителей». Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче.
Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у Вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и Вы решаете его почистить. Почистили — и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка: медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если Вы решите заложить «драгоценность» в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на её покупку, Вам, разумеется, уже не дадут. Так что, придётся смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер.
Как их подделывают?
Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба. Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространённых способов надувательства и обмана доверчивых покупателей.
Между тем соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно.
Существуют и «комбинированные» фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть — сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо — при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.
Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия — например, замок к цепочке. А сама цепь — сомнительного качества — присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же, палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.
Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на «левое» изделие. После распада СССР, в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием. Правда, эти клейма устаревшего советского образца: в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклеймённых ещё в те годы. Как утверждают специалисты: с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно «левой» продукции.
Впрочем, разные способы «разбавления» золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием «томпак» — на глаз его не может отличить от золота, дажеопытный ювелир.
Как с этим быть
Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% уверен, что купил подлинник, если только не приобретать ювелирные украшения в надёжных интернет-магазинах. Этим самым можно максимально снизить вероятность покупки фальшивки.
Прежде всего, надо понимать, что фальшивое золото чаще всего продают из-под полы: на рынках, в метро, в уличных ларьках. Здесь покупать украшения нельзя ни в коем случае. Но высока вероятность приобрести фальшивку и в обычном ювелирном магазине. Ведь сама по себе легальность деятельности продавца ещё не даёт никакой гарантии качества изделия: основная масса торговых точек существует за счёт сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от чёрного рынка.
Поэтому если уж покупать украшения из золота, то только в крупных магазинах, и только изделия известных западных фирм, либо известных российских заводов. Да, цена таких изделий, продающихся в большинстве подобных магазинах, высока, поскольку им приходится нести издержки за счёт арендуемых площадей, зарплаты сотрудникам, и т.п. Иная картина обстоит с надёжными интернет-магазинами, в этом случае, как полагают эксперты, вероятность купить подделку сведена к нулю.
Можно, конечно, проверить подлинность ювелирного изделия на специальном детекторе. Но и в этом случае гарантировать ничего нельзя. Бывает, например, что умный прибор объявлял «неизвестным сплавом» несомненно подлинное ювелирное изделие от Cartier. Одна из причин ненадежности этого способа состоит в том, что физические параметры украшения, на которые ориентируются подобные приборы (скажем, электрическое сопротивление), зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.
Поэтому вернее положиться на государственную экспертизу, удостоверяемую клеймом. Это даёт определенную гарантию. Но, и не только потому, что клеймо трудно подделать (кстати, пробирная палата в будущем намерена перейти к так называемому лазерному клеймению, которое действительно сложно подделать). Просто нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм — это грозит уголовной ответственностью. Тем не менее, следует очень внимательно изучить клеймо с помощью лупы: на подлинном клейме должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, заклеймившей изделие, а так же именник производителя.
Помимо государственного клейма на изделии должно быть проставлено и клеймо производителя (именник). Наличие оттиска известной ювелирной марки (например, Bulgari или Tiffany) — хороший признак. В большинстве случаев он гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Кроме того, специалисты советуют проверять качество по его «изнанке»: чем более тщательно выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.
И всё же вывод неутешителен. Российский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить от настоящих, которые, порой, невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения — слишком велика вероятность потерять вложенные средства.
Будьте предельно ВНИМАТЕЛЬНЫ, когда совершаете покупки ювелирных украшений!
Статья взята с сайта всёоювелирке.рф